Как известно все мусульмане ведут своё летоисчисление согласно лунному календарю по хиджре. Хиджрой он называется потому, что начало календаря ведется с переселения ("хиджры") мусульман с Святой Мекки в Лучезарную Медину.
Последним, 12-м месяцем хиджры является месяц Зу-ль-Хиджжа (от глагола «совершать паломничество (хадж)»). Период первых десяти дней месяца Зу-ль-Хиджжа (дни аль-Адха) – это один из великих сезонов поклонения. Эти дни Всевышний Аллах возвеличил над всеми остальными днями года. Первые десять дней месяца Зу-ль-Хиджжа лучше, чем все, без исключения, остальные дни года. Они лучше даже десяти последних дней месяца Рамадан (от глагола «быть раскаленным», месяц поста). Однако десять последних ночей месяца Рамадан лучше, чем десять первых ночей месяца Зу-ль-Хиджжа, потому что содержат Ночь Предопределения, которая лучше, чем тысяча месяцев.
В эти десять дней полагается совершать больше ибада (богослужения), чем в обычные дни и завершением этих дней является праздник жертвоприношения - Ид аль-Адха (Праздник аль-Адха). Праздник жертвоприношения является кульминацией хаджа в Мекку. Накануне паломники восходят на гору Арафат, а в день Жертвоприношения совершают символическое побитие дьявола камнями и обход вокруг Каабы.
Ид аль-Адха начинается с праздничной молитвы, совершаемой спустя некоторое время после восхода солнца. Пред молитвой желательным является искупаться, умаститься благовониями, облачиться в лучшую одежду. После восхода солнца принято вслух возвеличивать Создателя словами “Аллаху Акбар” на протяжении всего праздника, длящегося три дня, именуемые “Айяму - ат-Ташрик”. Возвеличивание начинается в мечетях, а затем выливается на улицы.
Во времена правления второго халифа Умара ибн аль-Хаттаба (да смилуется над ним Аллах), рынки Медины сотрясались от громкого “Аллаху Акбар” возглашаемого мусульманами. Эти возвеличивания придают празднику особую духовную атмосферу, выражают радость верующих и их благодарность Богу за указанный прямой путь. “...Он подчинил вам жертвенных животных, лишь для того, чтоб величали вы Аллаха За то, что путь прямой вам указал. А ты, (О Мухаммад!) обрадует вестию благою всех добротворящих”. Как и любая другая форма поклонения в исламе, праздник жертвоприношения имеет огромное социальное значение. Праздник является очень важным объединяющим мусульман фактором, ведь желательно, по примеру Пророка Мухаммада (мир ему и благословление Аллаха), совершать его в одном месте всеми жителями населенного пункта. При Пророке на период совершения праздничной молитвы город буквально вымирал.
Нет более величественной картины, чем вид многих мусульман: богатых и бедных, правителей и поданных, руководителей и подчиненных, белых и черных, старых и молодых, подобных единому телу, сердцем которого является вера в единого Аллагьа. Никогда не достигало человечества подобного проявления истинного равенства всех членов общества, независимо от их социального статуса, которое наглядно проявляется в совершении праздничной молитвы. Мясо жертвенных животных раздается родственникам, соседям, неимущим и нуждающимся. Ведь праздник не только для богатых, но и для бедных мусульман. Т.о., еще раз проявляется универсализм Ислама, предназначенного для гармонизации жизни общества, где бедные не чувствуют себя брошенными и покинутыми, где богатый помогает своему нуждающемуся брату по вере, Общества людей, сердца которых скреплены и братскими узами и верой в Создателя. Ведь сказал пророк Мухаммад (мир ему и благословление Аллаха): “И не уверует из вас никто, пока не пожелает брату своему того же, чего желает самому себе”.
В течение праздника мусульмане радуются и веселятся. Ведь истинная радость приходит только с радостью веры, души и сердца, испытываемой каждым искренне верующим. А что же может обеспечить наслаждение души и сердца, кроме ощущения того, что ты на прямо стезе своего Господа, а значит, жизнь обретает свой смысл, и человек обретает счастье в жизни будущей. А жизнь будущая лучше - ведь она вечна.
Для кого обязательно жертвоприношение (по мазхабу Абу Ханифы (официальный мазхаб Казахстана)):
1. Мусульманин
2. Психически здоровый
3. Совершеннолетний
4. Находящийся в месте своего обычного проживания, т. е. не в пути
5. Обладающий имуществом в размере нисаб (80 гр. (3 унции) золота или 561 гр. серебра (примерно 2365 долларов или же 283,896 тенге)) на день праздника.
Из всех видов животных в жертву (курбан) допустимо приносить только верблюдов, коров (быков), буйволов, овец или коз. Верблюда и корову могут принести в жертву от одного до семи человек, а овцу или козу разрешается резать только за одного мусульманина. Согласно мазхабу Шафии, если в семье режут одного барана или козу, то тем самым суннат считается исполненным и за остальных взрослых членов семьи. В таком случае вознаграждение за курбан получат все. Однако лучше принести в жертву корову (быка) за семерых членов семьи. По мазхабу Имама Абу Ханифы, также допустимо совершить курбан, помимо выполнения ваджиба.
Лучше всего раздать все мясо жертвенных животных нуждающимся мусульманам в сыром виде, оставив дома небольшую часть, надеясь получить баракят (благодать) от Всевышнего Аллаха. Также допустимо разделить тушу животного на три части:
1. раздать тем, кому требуется помощь (включая шкуру)
2. оставить в семье
3. передать родным и близким (такой способ считается рекомендуемым (мустахабом) по мазхабу Ханафи). Кроме того, мясо можно передать в специальную благотворительную организацию, занимающейся распределением жертвоприношений. Важно заметить, что мясом и шкурой курбана нельзя расплачиваться с кем бы то ни было, а также продавать ее.